Аракульские Шиханы. Озеро Аракуль. Черемшанские никелевые карьеры. Челябинская область.

Аракуль, Челябинская область., май, 2019
Майские праздники. Душа тянется в горы. Новые места, новые впечатления всегда привлекали меня. Вот и в этот раз я в раздумьях куда бы поехать. И во Лида подкинула хорошую идею съездить на Аракульские Шиханы. Расположены они не сильно далеко от нас, и тем более там бы ещё никогда не были! Итак, за новыми впечатлениями!

Аракульский Шихан и расположенное рядом озеро Аракуль - одно из самых красивых и запоминающихся мест на Среднем Урале. Находятся на севере Челябинской области, в окрестностях города Верхний Уфалей. К обеду, на машине, добрались из Кургана до озера Аракуль. Озеро вокруг окружено сосновым бором.

С одной стороны находится деревня с одноименным названием — Аракуль. Нам нужно было определиться с местом ночёвки. Хотелось бы остановиться на берегу озера. Но оказалось так, что на всех подъездах к озеру за 200 метров установлены знаки, что проезд запрещён — водоохранная зона. А мы в это путешествие решили взять с собой собаку — Рокки. В палатке он у нас не спит, а постоянно лает. Поэтому ночевать ему придется в машине. Там спит он спокойнее.

Хотя машины и проезжают к берегу, мы рисковать не стали. Запрещено - значит запрещено. Во-первых, не хотелось нарушать экологию, предотвращая загрязнение, засорение водного объекта и истощения его вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Во-вторых, не хотелось быть оштрафованными. Поэтому решили остановиться в лесу, в разрешенной зоне.

Неподалеку здесь недавно работали лесорубы. Поваленные деревья, уже без веток и лишнего хлама, сложены в одну кучку стопочкой. Места здесь было достаточно и для нас, и для грузовой машины, на случай если она приедет грузить лес. Первым делом я сходила прогуляться по берегу озера, перефотографировать пейзажи и ознакомиться с местностью.

Озеро Аракуль расположено в межгорной котловине. В переводе с башкирского языка «озеро Аракуль» означает «промежуточное озеро» или «озеро между гор». Размеры озера примерно 2 на 3 километра. Береговая линия сильно изрезана, что типично для горных озёр, а сами берега высокие. Сразу как только я подошла к озеру увидела небольшой островок. Это единственный остров на озере. Его называют островом Любви. Внешне напоминает кораблик.

В озеро впадают небольшие речки Каганка и Ольховка. В северной части вытекает речка Аракулька, которая соединяет озеро Аракуль с озером Силач и Каслинской системой озер. В прошлом здесь добывали золото. Краевед Н.К. Чупин в XIX веке писал, что на озере Аракуль иногда встречались пеликаны. От озера видны скалы Аракульских Шиханов на вершине горы. В 1969 году озеро Аракуль было объявлено гидрологическим памятником природы регионального значения.

Пообедав, я, Денис и Рокки пошли прогуляться вдоль озера по натоптанной тропе. Время уже было давно за полдень, поэтому дойдем ли нет до скал — Аракульских Шиханов, мы не знали. Засекли по времени 2 часа в одну сторону и 2 обратно, чтобы вернуться до темноты. Всё время шли по натоптанным тропам. Иногда тропа исчезала. Пришлось идти по траве.

Весной, здесь, как и у нас в Курганской области, очень много клещей. Периодически приходилось останавливаться и осматриваться. Через каждые 15 минут, я стряхивала по 2-4 клеща. Добраться до тела они не успевали. На озере местами лежит ещё лед. Но некоторые люди не боятся провалиться и сокращают путь до Шиханов через озеро.

Мы же напрямую идти не рискнули. Тем более у берегов уже вода. Рокки даже умудрился провалиться. Кое-как выбрался на камни сам. После этого пришлось его водить на поводке. Иначе не слушается.

Прошли заболачивающиеся озера Большой и Малый Каган. Шли в основном по равнинной местности. Как только прошли эти два озера тропа начала подниматься постепенно вверх. Мы набираем высоту. Но Шиханов всё ещё не было видно. Мы шли уже около 1,5 часов. Оставалось в запасе минут 30. Иногда меня посещала мысль, что придется развернуться обратно, так и не увидев скалы. Осталось уже 15 минут. Денис уже наготове вернуться назад. Я всё ещё надеялась впереди увидеть Шиханы. Подъем становился всё круче и круче. Наконец-то появилась натоптанная узкая тропинка вправо. Это наверное туда! Денис с Рокки дальше не пошли. Остались ждать меня. Я скаала, что в запасе ещё 15 минут и я успею добежать до скал. И побежала в гору! Пробежала горный ручей, где встретила туристов, набирающих воду в бутылки. О, подумала я: «Если люди с бутылями пришли за водой без рюкзаков, значит рядом туристический лагерь». Лагерь оказался примерно в 1 — 1,5 километрах от родника. У подножия скал располагались палатки. Я быстрее побежала к скалам. Подъем на скалы не совсем простой. Но я его преодолела и передо мной открылись необычайные пейзажи Челябинской области. Слева располагались зубчатки Аракульских Шиханов, сложенные стопочкой и уходящие плавно ступеньками вниз. Впереди передо мной расположилось озеро Аракуль. А слева — заболачивающиеся озера Большой и Малый Каган.

Топоним «шихан» тюркского происхождения – так называли горки со скалами на вершинах. Высота горы над уровнем моря – 563 метра, над уровнем озера 262 метра. Причудливые углубления в камнях разной величины и диаметра напоминают корыта. Рельеф скал удивителен. Он образован долгой работой воды и ветра. Шиханы представляет собой скальную цепь, протянувшуюся более чем на два километра. Местами Шихан напоминает по виду Китайскую стену. На скалах очень много каменных чаш. Предполагают, что чаши образовались в результате разрушения породы из-за разводившихся нашими предками на одном и том же месте костров. В пользу этой версии говорит тот факт, что археологи нашли в чашах и рядом уголь и золу. С какой целью разводились костры – с жертвенной, производственной или сигнальной – неизвестно.

Насладившись пейзажами, я спустилась, опять же бегом к роднику, где меня ждал Денис и Рокки. Поделилась увиденными впечатлениями и мы, вернулись той же дорогой к машине. Как раз уложились в запланированный промежуток времени и вернулись к закату. Закат на озере в этот день был невероятно красив и заманчив. Лучи теплого солнца закружились в вихре облаков и симметрично отражались в той части озера, где уже успел сойти лёд.

Вернувшись к машине, обнаружили, что лесовозы увезли заготовленные бревна. Расположились на ночевку. Пока мы готовили ужин, Рокки начал рыть себе лежанку. Вырыл небольшую ямку, как это делают лесные животные, свернулся калачиком и приготовился спать. Вот как всё просто это у животных. Видимо сильно устал. Мы установили палатку, рядом с машиной. Я и Денис ночевали в палатке, а Рокки — в машине. Вырытая лежанка ему не понадобилась.

Ночь была относительно теплой. На утро мы свернули палатку, позавтракали и поехали в Верхний Уфалей. На поезде туда должна была приехать Лида из Екатеринбурга. Приехали чуть раньше обговоренного времени. Поэтому решили посетить Черемшанские никелевые карьеры.

Рокки был очень удивлен увиденному. Никогда в жизни он не видел такой глубины карьера! На некоторое время он опешил и безмолвно, не двигаясь, смотрел вниз. Интересно, о чем он думал в это мгновение?

Блоги наших зайчиков-путешественников

Старочеремшанский и Новочеремшанский карьеры когда-то образовывали Верхнеуфалейский никелевый рудник.

Это месторождение было открыто в 1907 году. Однако полноценная промышленная разработка началась лишь в 1930-40-е годы. Здесь добывали как никелевую руду, так и белоснежный мрамор. В 1940-х годах в Черемшанке был лагерь, в котором содержались немцы, венгры, сербы и другие иностранные заключенные. В стенках карьеров и на отвалах можно собрать богатую коллекцию минералов.

Помимо никельсодержащей породы, здесь можно найти такие минералы, как тальк, серпентин, амфибол, хризотил-асбест, пироксен, плагиоклаз, кварц, кальцит, магнетит, хромит, гранат, везувиан, циркон и так далее. Черемшанские карьеры признаны памятниками природы. Вода в карьере ещё не успела оттаять. От этого вид карьера более впечатляющий, как будто изумрудом выстелено дно.

Набравшись новых впечатлений, поехали встречать Лиду в Верхний Уфалей на вокзал. После чего поехали в поселок Силач, откуда уже вместе с Лидой запланировали совершить пешую прогулку к Шиханам.

От поселка Силач туристов, совершающих восхождения к скалам, намного больше, чем на нашем вчерашнем маршруте, где тропа иногда заканчивалась и терялась в траве. До скал примерно 4-5 километров. Дошли быстро. По пути заглянули на небольшой холм, возвышающийся над лесом. С него открылся вид на озеро. Аракульские Шиханы с него мы не увидели.

Поднялись с другой стороны от озера, но пришли в ту же самую точку, куда я приходила вчера. Но сейчас мы можем подольше побыть на скалах, полазить по ним и пофотографироваться.

Ещё интересный факт, что в 2000-е годы археологи под руководством Е.В. Тидеман изучили окрестности озера Аракуль и Аракульского Шихана. В ходе археологических разведок найдены стоянки, поселение и отдельные местонахождения. Археологические памятники датировали от энеолита до эпохи средневековья. Всего в этих окрестностях выявлено уже более двух десятков памятников археологии. Больше всего памятников на побережье озера – это стоянки охотников и рыболовов, а также поселение. Они датируются эпохами энеолита, бронзы, раннего железного века.

Вдоволь налазились по скалам. От души нафотографировались на память и спустились вниз, в поселок Силач. Ночевали в том же месте, рядом с озером в лесу. А утром поехали по домам.

Блоги наших зайчиков-путешественников

Доиой вернулись уже к вечеру. Лида в Екатеринбург, а мы - в село Мехонское. Мехонское нас встретило теплым нежным закатом.

Тэги: Россия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
Жажда аватар
Жажда (Вс, 01.12.2019 - 11:12)
С удовольствием посмотрела фото и прочитала рассказ: на шиханы поднимаемся ежегодно. Вот тянет нас сюда магия какая то! Мечтаю увидеть рассвет или закат на шиханах, но, да - успеть бы спуститься до темноты, или надо ночевать прямо там.